Category: наука

Category was added automatically. Read all entries about "наука".

dbr

Репортаж со встречи с Геннадием Прашкевичем



Сложно себе представить встречу, после которой хотелось бы вновь открыть романы Жюля Верна и Герберта Уэллса, пересмотреть «Солярис» и «Сталкера», и перечесть концовку «Анны Карениной». Но именно этого сумел добиться писатель Геннадий Прашкевич, прочитавший в научном кафе «Эврика!» лекцию «Фантасты и наука».

Назвать происходящее лекцией было бы неправильно, и сам Геннадий Мартович первым обратил на это внимание, предпочитая использовать слово «рассуждение». Сидя в кресле на сцене «докладчик» рассказывал об истории и основоположниках фантастической литературы, периодически делал отступления, вспоминал свою юность, делился впечатлениями о современной фантастике – все это сплеталось в весьма причудливую речь. Наш столик несколько раз терял нить рассуждений, и тогда можно было отвлечься, перекусить, пообщаться, что так удачно предусматривал формат встречи. А потом мы вновь возвращались к литературе, в частности к фантастике, к ее роли, и все это в итоге привело к удивительному выводу.

Читать далее...

Запись онлайн-трансляции здесь.
promo lartis august 21, 2014 15:13 2
Buy for 50 tokens
Вы можете разместить у меня в ЖЖ ссылку на свою запись с помощью промо-блока. Условия увидите, если кликните по кружку "i" правее записи. А чтобы разместить промо-блок в своём журнале, убедитесь, что он соответствует следующим критериям: 1) социальный капитал вашего журнала или…
dbr

Антон Первушин. Почтальон сингулярности

Это не рецензия и даже не полноценный отзыв. Это некая моя реакция, немножко запоздалая («Если» с повестью купил только неделю назад, а прочёл буквально сегодня). Пишу скорее для того, чтобы задать вопрос автору. И прошу прощения за вынужденную "спойлерность".
Повесть захватила, с интересом читал до последней страницы. Кроме обязательной для автора (известного российского НФ-возрожденца) научно-фантастической темы, присутствует мелодраматическая составляющая (описание жизни, замужеств, любовей главной героини) и злободневная социальная нота (проблема неполноценных детей, специнтернат).
В первые минуты после прочтения ощущал эдакое хорошее послевкусие от поглощённого добротного произведения, несмотря на порой скомканные переходы в описаниях событий, наверняка связанные с сокращениями повести для журнала (надо посмотреть авторский вариант). В общем, вроде бы «чудо – тайна - достоверность» по АБС, всё в меру, всё в нужных пропорциях. Кульминация, катарсис...

Минут через пять замечательное послевкусие было подпорчено мыслью: «Как "гражданский генерал" Архангельский решился облачить Ася в «костюм эльфа»? На этом повороте сюжета вся повесть Первушина держится. Мне кажется, Архангельский не мог не понимать, что Ась в костюме станет другим, смертельно опасным. Да, Архангельский опасается подобной метаморфозы, но почему-то точно ни в чём не уверен, а ведь в финале повести брат Людмилы Сергеевны говорит, обращаясь к врагу из будущего: «Мы знаем, на что вы способны. Я брал вас после приземления». Специальный генерал, координирующий проект, по определению не мог ввязаться в подобную авантюру, он должен был знать, что такое Ась в костюме. Вот если бы это дело по недостатку информированности и избытку нерастраченной материнской любви провернула привязавшаяся всем сердцем к пришельцу Людмила Сергеевна, тогда моего вопроса не было бы. И ещё один вопрос, менее существенный, в дополнение к первому. Что-то я не понял, где была личность, индивидуальность, матрица (или что там у него) майора-аса из РАЖа, когда он находился вне «мяса»? В костюме? В корабле на орбите?

сантехника оптом
dbr

Последнее интервью Еремея Парнова

"ЛГ" #12-13 (25-31 марта, 2009)


– Каково состояние фантастики на сегодняшний день?

– Такое же, как и науки. Я имею в виду, конечно, научную фантастику. Её у нас практически нет. Нет журналов, которые печатали раньше научную фантастику…

– Сейчас ко всему добавляется финансовый кризис. Мы падаем куда-то?

– Если министр образования говорит, что математика вредна, если вводится идиотский ЕГЭ, который никто не может понять, и, главное, формальность вытесняет знания, если фальсифицируется история… Тут некто заявил, что на самом деле Россия не потерпела поражения в войне с Японией. Просто мы рано закончили, а то бы… Допустим, взыграл ура-патриотизм, но когда вся древняя история называется выдумкой средневековых монахов… Несчастные учёные боятся говорить, что они думают, и только десятка отважных во главе с Гинзбургом, который уже ничего не боится, пишут письма. А недавно я видел на Евровидении, что европейское сообщество удвоило уже и без того большой фонд в защиту молодых учёных – с 560 до 950 миллионов евро. И это во время кризиса! Они считают, что вытянуть промышленность и экономику без науки невозможно. Мы же гнобим её, закрываем институты только для того, чтобы отнять здание и открыть там чёрт-те что. А нанотехнологии? Это же только сотое ответвление от физики и химии, маленький отросточек науки. И главное, что это направление невозможно развивать без математики и вообще без фундаментальных наук. Дела плохи, не говоря о том, что в обществе создаётся жутко нездоровая атмосфера. Я не касаюсь всего бреда, который идёт по телевидению. Но даже передачи, которые как бы научные… Вот рассказывали о воде… Двойной удар по моему сердцу, поскольку тема моей кандидатской диссертации – «Водные растворы неэлектролитов». О структуре воды я знаю больше не только их, но и академиков в других областях. Знаю, насколько сложна, насколько аномальна вода. Серебряная вода из церкви обеззараживает, это правда, но не более того. Но чтобы вода имела память?! И пошло-поехало. Недавно на первом канале опять бесовщина – «Плесень»! Просто позор. Ермольева получила Сталинскую премию за разработку советского пенициллина. Химически он ничем не отличался от американского, поскольку один и тот же грибок. Я знал Ермольеву. Пенициллины различались только уколом: наш был очень болезненным. Думаю, потому, что у нас тогда ещё не было чистого новокаина. Всё остальное было один к одному. А в фильме говорится, что наш был лучше. Наш народ привык верить печатному слову, не говоря уж о телевидении.… Ну что тут можно сказать? Мне это напомнило Салтыкова-Щедрина. Он сейчас самый актуальный писатель для нашего времени. «У них (он говорит о нас) было всё, как в самой просвещённой державе: юриспруденция, железные дороги, наука, книгопечатание. Но не как у других, а лучше». И ещё мне страшно нравится, как у него говорит один из градоначальников: «Дело в том, что наш народ в изумлении надо держать». А оболванивание начинается ещё в школе, и это не может быть случайным. Что с литературой в школе сделали! А газеты… Их же невозможно читать!


Полностью здесь:
http://www.lgz.ru/article/8198/
dbr

Почему "шило"?

В советские времена в открытых и закрытых НИИ, на заводах и фабриках, в армии и на флоте - спирт-ректификат повсеместно называли шилом. Для конспирации.
Многие до сих пор спирт шилом обзывают.

А почему именно шилом?
dbr

Несколько слов о писателе Виталии Забирко

Готовя номинационные списки за 2005 год, прочитал два новых романа Виталия Забирко - "Мы пришли с миром" и "Антропогенный фактор". И задумался о писательской судьбе автора...

Первая фантастическая книга Забирко повесть-предостережение "Вариант Пата" вышла в 1991 г. А написана была в 1984-м... Ещё труднее шли к читателю его "Войнуха" и "Побег", написанные соответственно в 1972-м и 1974-м и увидевшие свет в авторских сборниках Забирко "Вариант" и "Тени сна" тоже лишь в 1991-м (первые публикации - в 89-м и 90-м годах в сборниках ВТО МПФ)...
На второй странице обложки "Варианта Пата" рядом с фото автора помещена краткая биографическая справка: "Виталий Сергеевич Забирко родился в 1951 году в городе Артёмовске Донецкой области. Окончил химический факультет Донецкого государственного университета". Далее сообщается, что Забирко работал старшим научным сотрудником в Донецком ВНИИреактивэлектрон (напоминаю, что это факты из далёкого теперь уже 1991-го года). Знаю, что позднее Виталий работал журналистом, редактором, главным редактором издательства "Отечество" и продолжал писать фантастику. Хотя с публикациями снова начались проблемы. Теперь уже не по тем причинам, по которым его произведения были не ко двору в семидесятые и в восьмидесятые... Вот что писала в 2002-м году Далия Трускиновская: "Талантливый человек обычно бывает жутко неповоротлив, когда приходится пристраивать свои труды. С появлением диких рыночных отношений многие перспективные литераторы оказались выброшены из процесса и возвращаются в литературу с большим напрягом. Так вот, Забирко... Он как раз из той когорты".

Виталий пишет добротно. Особенно уверенно чувствует он себя в жанре НФ, нынче не очень популярном. Умело объясняет непонятное и таинственное, смело подводит философскую базу под свои художественные построения, органично и достоверно сочетает научное обоснование фантастического элемента с захватывающим и непредсказуемым сюжетом, лёгкостью изложения, хорошим литературным языком. Забирко настолько привлекает научная проблематика, что свой роман "Рай под колпаком" (2004) о "гуманитарном нашествии" чужаков из многомерной Вселенной, он закончил любопытным теоретическим приложением-бонусом под названием "Топологическая теория строения атомов", дающим представление о многомерности пространства и объясняющим многие ранее необъяснимые факты (в частности - периодичность системы элементов, существование стабильных и нестабильных изотопов, явление магнетизма и т.д.).

К сожалению, Забирко до сих пор остаётся недостаточно оцененным писателем, а ведь он автор классического образчика НФ - авторского сборника "Пришествие цивилизации" (1995), замечательного плутовского романа "Все пули мимо" (1998), иронического триллера "Слишком много привидений" (2002), фантастического боевика "Операция "Карантин" (2002), романа "Путевые заметки эстет-энтомолога (2003), название которого недвусмысленно предупреждает читателя, что под обложкой книги - та же добрая НФ, которой старается не изменять автор.

Я рад, что Виталий Забирко в последние годы активно работает и печатается. В прошедшем, 2005-м году, практически одновременно вышли в свет два его новых романа: "Мы пришли с миром..." в "Армаде" и "Антропогенный фактор" в ЭКСМО. Написаны эти многослойные, необычные произведения талантливым человеком, обе вещи заслуживают внимательного прочтения и отдельного разбора. Сейчас скажу о них только одно: это - научная фантастика. Та самая, про которую говорят: "НФ умерла", но слухи о смерти которой будут сильно преувеличены до тех пор, пока есть такие фантасты, как Виталий Забирко.

На снимке: Виталий Забирко и Геннадий Прашкевич в дни "Портала-2004":

dbr

Проект "Фаэтон"

Интервью с Татьяной Семёновой опубликовано в "Книжной Витрине": "Фантастика перестала быть научной, а жаль..."

В этом же номере рецензия Павла Кузьменко на роман Т.Семёновой "Дочь Нефертити":
"Фантастика, как мини-энциклопедия"
Обложка книги "Дочь Нефертити". 40 Кб;
А вот что про этот роман пишет Владимир Гопман:
"Очень своевременная книга".
dbr

"Золотой миллиард"

Повесть "Золотой миллиард" Геннадия Прашкевича не имеет чёткого сюжета в обычном понимании. Скорее, это - череда мрачно-апокалиптических картин будущего. К сожалению, пессимистические пророчества пистателя имеют все шансы превратиться в печальную действительность. Земля не в состоянии обеспечить существование человечества уже сейчас, при населении всего 6, 3 млрд человек. Ресурсы планеты - на пределе. Биологическая эволюция человека остановилась, выход в космос - бесперспективен, начинается ноосферный кризис...
В повести "ЗМ" восьмимиллиардное человечество состоит из "золотого миллиарда" и "остальных". Неконтролируемая рождаемость "остальных" в условиях глобального загрязнения окружающей среды ведёт к их вырождению, генетически реконструируемый "золотой миллиард" стагнирует...
Мне достоверно известно, что повесть "ЗМ" во многом обязана своему появлению на свет беседам её автора с известным украинским генетиком, академиком Виталием Кордюмом. Г.Прашкевич познакомился с ним в дни "Киевкона-2003". Фантаст лишь художественно развернул невесёлую оценку перспектив, ожидающих человечество, которую даёт учёный... Чтобы окончательно понять всё, что хотел донести до читателя автор, рекомендую заинтересовавшимся ознакомиться с любопытным интервью "Мне интереснее создавать будущее, чем писать о нём", которое взяли у Виталия Кордюма Геннадий Прашкевич и Громовица Бердник (опубликовано в журнале "Полдень, XXI век", #2, 2004):
http://www.livejournal.com/users/gromovytsa/18565.html?mode=reply&style=mine


P.S. А средневековый роман "Полиспаст и Клепсидра" - это и вправду смешно:))