Владимир Ларионов (lartis) wrote,
Владимир Ларионов
lartis

Category:

Монстр из Белоруссии. Часть 6-я коллекции.

С Юрием Брайдером на фестивале "Звёздный мост-2003". Банкет.

ЮБиВЛ_51 Кб

Под катом - малоизвестное интервью с ним, взятое мною два года назад. Юрий Брайдер: "Горечи в душе больше, чем веселья"


Странствие по фактам биографии

Юрий Брайдер: "Горечи в душе больше, чем веселья"


На одном из конвентов мне довелось услышать от Николая Чадовича рассказ, о том, как вы познакомились, как у вас дело дошло до соавторства, совместного творчества. Хотелось бы еще раз услышать эту историю.

Не знаю, что о нашем совместном творчестве рассказывал тебе Чадович, но мы действительно в некотором смысле связаны с ним около 30-ти лет. За такой период люди неизбежно меняются и не всегда в лучшую сторону. Одно дело - 1964 год, наше знакомство, другое - 1983 год, выход первого рассказа, совместно написанного нами, и совсем - совсем иное нынешний 2001, когда лучшая часть жизни уже позади. Тут от самого себя устанешь, а не то что от соавтора. Скажу короче - в настоящее время факторов, разделяющих нас гораздо больше, чем факторов связывающих. Но это только мое личное мнение.

Последние ваши произведения не имеют отношения к циклу "Миры Тропы", предполагается ли написание новых вещей в рамках данного цикла?

После того, как были сделаны 7 романов цикла "Тропа", у коллег и читателей сложилось мнение, что мы писатели серийные, бесконечно жующие одну и ту же однажды найденную тему. Даба опровергнуть это заблуждение и были написаны последующие романы, где присутствуют элементы мистики, сатиры, альтернативной истории и жанра "экшен". Планируется написание фантастического детектива и твердой научной фантастики. Хотелось бы сделать и что-то юмористическое, но это сложнее - горечи в душе больше, чем веселья. Затем настанет черед "Тропы". Надо добить этот цикл до конца. Планируется еще 3-4 романа, большинство из которых будет посвящено истории предыдущих странствий Артема.

Сюжет "Дисбата" также не исключает возможного продолжения романа. Что скажешь по этому поводу?

Многие наши произведения имеют открытый финал, но это связано с тем, что подлинная мера романа, как жанра, не сюжетная завершенность, а характер изображенного в ней жизненного процесса. Согласись, что каждый отдельный кусок жизни неминуемого финала, к счастью, не имеет. Что же касается "Дисбата", то его продолжение не планируется. В этом мире бесы взяли верх и у нашего героя нет ни сил, ни союзников для борьбы с ними.

После выхода в свет вашего романа "Жизнь Кости Жмуркина, или гений злонравной любви", я слегка беспокоюсь за здоровье авторов, задевших огромное количество действительно существующих индивидуумов. Для продвинутого любителя фантастики не составит труда разгадать, кто именно скрывается за персонажами с "говорящими" фамилиями Самозванцев, Чирьяков, Савлов, Топтыгин или Кишко. Образы директора-администратора ТОРФ'а Верещалкина, постоянно голодного трезвенника-новеллиста Гофмана-Разумова, небесталанного хулигана из Сибири Вершкова, сотника Бубенцова - автора нескончаемой эпопеи "Синдбад возвращается в Багдад" и многих других участников не таких уж давних событий получились вас убийственно похожими на реальных людей. Не боитесь возможных неприятностей: кровных обид, ответных наездов и т. д.? Прокомментируй, пожалуйста.

Мести со стороны лиц, упоминавшихся в романе "Жизнь Кости Жмуркина", я не боюсь. Во-первых, его персонажи - образы чаще всего обобщенные. Например, писатель Вершков совсем не тот человек, о котором ты думаешь, а по крайней мере три человека в одном. Во-вторых, и это главное, писатели-фантасты давно перестали читать друг друга. Поэтому ответных наездов бояться нечего.

Кто был прототипом главного героя Кости Жмуркина? Наверное, вы оба? Или это "еще более собирательный" образ?

Конкретного прототипа у Кости Жмуркина нет. Как известно, в романе "Доктор Живаго" Пастернак пустил свою собственную личность в странствие по фактам чужой биографии. Здесь же все наоборот - только не подумай, что я замахиваюсь на славу Пастернака - по некоторым фактам моей биографии странствует совсем иной характер.

Роман "Жизнь Кости Жмуркина" написан недавно, или рукопись какое-то время "пролежала в столе"?

Повесть под тем же названием была готова еще в 1992 году, однако по разным причинам не была опубликована. Главы о ТОРФе и литературной деятельности Жмуркина были написаны в 1998 году.

Романы "Жизнь Кости Жмуркина" и "Дисбат" (отчасти) можно назвать сатирическими. Вещи эти у вас, безусловно, удались. Работа в сатирическом направлении будет продолжена?

Сатирический жанр всегда был нашим любимым жанром. Но не все, что ты любишь делать, удается.

Как вы, находясь в разных городах, без компьютеров (сужу по отсутствию у вас электронных адресов), ухитряетесь писать совместно? Съезжаетесь? Пишете каждый свой кусок по отдельности? Созваниваетесь по телефону? Вопрос совсем не оригинальный, но, всё-таки, что-нибудь поведай по этому поводу.

На этот вопрос отвечать не хотелось бы. С Чадовичем я в последнее время встречаюсь на разнообразных конвентах.

Последние ваши произведения, мягко говоря, отдают пессимизмом. С чем это связано: возраст, разочарование в жизни, отсутствие экономического роста в СНГ, плохая погода, невкусная водкаJ? А может я ошибаюсь в своей оценке?

К пессимистическому взгляду на мир рано или поздно приходит любой писатель, если, конечно, он не законченный идиот. Связано это и с жизненным опытом, и с пониманием того, что литература не способна изменить людей к лучшему. Увы, зло неодолимо, а творческая личность волей-неволей становится изгоем общества.


Вы оба входите в литературное жюри престижной премии "Странник", а, следовательно, находитесь в курсе событий в современной фантастике. Прокомментируйте, пожалуйста, нынешнее положение дел на фантастическом фронте.

В те времена, когда мы начинали писать, в жанре фантастики выходило 5-6 новых книг, чаще всего ублюдочного характера. Про переводную литературу говорить не буду. В прошлом вышло 188. И это только русскоязычных авторов. Конечно, много хлама, но есть и настоящие шедевры, достойные Букеровской премии. Фантастика на подъеме. В этом свете писатели моего поколения, даже такие достойные как Е. Лукин, М. Успенский, В. Рыбаков, выглядят древними монстрами.

Юрий Михайлович, как тебе живется и работается в Беларуси? Чем еще занимаешься, кроме написания романов? Выходят ли в Белоруссии ваши книги или вы работаете только с российскими издательствами?

Лично я занимаюсь исключительно литературным трудом и из дома выхожу редко. Наши книги в Беларуси - про Белоруссию забудь - не выходят, более того - в этой республике мы никому не известны. Возможно, это и к лучшему.

А как ты относишься к предстоящему объединению России и Белоруссии?

А как ты относишься к предстоящему браку слона и Моськи? Перефразируя Довлатова, можно сказать, что любовь этих столь разных стран чревата трагедией. Россия кончит, а Беларусь лопнет. Короче, я против.

На какой фантастический конвент вы с Чадовичем собираетесь выехать в ближайшее время?

В феврале 2002 года на "Роскон".

О чем я не догадался спросить у замечательного писателя и моего друга Юрия Брайдера?

Обо всем догадался. Спасибо.


Вопросы задавал Владимир Ларионов
(Опубликовано в журнале "Ф-Хобби", #8, 2002 г.)
Tags: Брайдер, конвенты, мои интервью, монстры фантастики
Subscribe
promo lartis august 21, 2014 15:13 2
Buy for 50 tokens
Вы можете разместить у меня в ЖЖ ссылку на свою запись с помощью промо-блока. Условия увидите, если кликните по кружку "i" правее записи. А чтобы разместить промо-блок в своём журнале, убедитесь, что он соответствует следующим критериям: 1) социальный капитал вашего журнала или…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments