?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда я читал очень лингво-философскую повесть одного из самых нестандартных и любопытных фантастов США Теда Чана «История твоей жизни» (1998), то при всей её парадоксальности и научной занимательности, и подумать не мог, что кто-то возьмётся эту вещь экранизировать. Не то что бы там нечего снимать, просто непонятно, как переносить на экран страницы размышлений и споров учёных, пытающихся понять и освоить язык пришельцев. Что показывать в кино? В произведении Теда Чана нет даже дюжины внушающих восхищение огромных неправильных овалов космических кораблей-ракушек, висящих в разных местах над земной поверхностью, как в фильме канадца Дени Вильнёва «Прибытие» (2016). Ну, пусть не дюжина, но один точно есть. В него и наведываются ежедневно для общения с пришельцами-гептаподами американские астрофизик и лингвист. А в повести чужие прислали на Землю вовсе не корабли, а 112 устройств-коммуникаторов, похожих на не очень большие овальные зеркала. С помощью Зеркал и общались с землянами без лишних внешних эффектов.



Но для того и появляются откуда-то талантливые режиссёры, чтобы транслировать литературное произведение визуальным языком, доступным обычному зрителю. Что касается некоторого обязательного спецэффектного приукрашивания, так то – для дела. Лингвист Луиза Бэнкс переводит гептаподов, а кинорежиссёр Вильнёв переводит нам Теда Чана. Кстати, пришельцы в повести говорят переливчатыми трелями, которые Луиза Бэнкс записывает и изучает с помощью сонографа. Для пущей наглядности вместо непонятных трелей Вильнёв в своём фильме придумал видеосимволы, эдакие замкнутые кольца разнообразной конфигурации, которые каким-то образом «выдувают» инопланетяне. На экране над расшифровкой колец бьются учёные, и зрителям в зале тоже есть на что посмотреть. Отдаю должное Дени Вильнёву, режиссёр сумел объяснить то, что сказал повестью писатель. Дело в том, что гептаподы говорят «во все стороны» и живут примерно так же, у них нет направления «вперёд», время для них всего лишь одно из измерений, они «видят» одновременно будущее и прошлое, общаясь – актуализируют, а не информируют. Лингвист Луиза Бэнкс, научившаяся языку инопланетян, теперь думает на нём и может «читать» время в любом направлении. Хоть и совсем непросто ей знать всю историю своей жизни, так сказать, заглядывать в век нынешний и век минувший

А вот что пишет про идею рассказа сам Тед Чан: «Самое краткое ее резюме, которое мне приходилось видеть, дал Курт Воннегут на двадцать пятой годовщине «Бойни номер пять»: «Стивен Хокинг... решил, что мучительно, что мы не можем помнить будущее. Но для меня теперь помнить будущее – детская игра. Я знаю, что станет с моими беспомощными доверчивыми младенцами, потому что сейчас они уже большие. Я знаю, как кончат мои лучшие друзья, потому что так много из них теперь на пенсии или умерли... Стивену Хокингу и всем тем, кто моложе меня, я говорю: «Терпение. Будущее придет к вам и ляжет у ваших ног, как собака, которая знает и любит вас, кем бы вы ни были».

Но главное, что меня подкупило – гептаподы и в повести, и в фильме – хорошие парни. А я так соскучился по добрым пришельцам из фантастических книжек детства. Ведь Иван Ефремов и Георгий Мартынов уверяли своих читателей, что мудрые, могущественные, дружески настроенные пришельцы – практически всегда наши старшие братья. Они придут, обнимут, пожалеют, спасут, одарят фантастическими технологиями и новыми знаниями. Рядом с ними и все мы, включая американских и китайских генералов, тоже станем белыми и пушистыми. Фильм «Прибытие» - отличная иллюстрация к этому.



Повесть «История твоей жизни» вышла в России в журнале «Если» (№2, 2000), а позднее была четырежды переиздана в составе авторских сборников Теда Чана (2005, 2010, 2014, 2016).

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
yarbush
Dec. 18th, 2016 03:43 pm (UTC)
Фильм - дрянь полная.
lartis
Dec. 18th, 2016 03:52 pm (UTC)
Никогда не понимал людей, заскакивающих в чужие блоги, чтобы, как бы помягче выразиться, брякнуть что-нибудь позвонче.

Я всегда опасаюсь экранизаций. Стараюсь их смотреть, предварительно прочитав литературный первоисточник. А повесть Теда Чана "История твоей жизни", по которой снято "Прибытие", мною прочитана уже давно. Возможно поэтому фильм для меня оказался вовсе не таким уж плохим. Как иллюстрация к повести он вполне годится. Сразу хочу предупредить, что и повесть тоже вещь совсем непростая...
yarbush
Dec. 18th, 2016 04:22 pm (UTC)
Никогда не понимал людей, начинающих свой комментарий с оскорблений ;-)

Понятно, что экранизация крайне ограничена в средствах: и в экранном времени и в необходимости визуализировать размышления и т.п. Но есть хорошие и плохие фильмы.
Этот фильм - плохой.
На экране видим классический рассказ о собачке без одной ноги.
Если у авторов/режиссера не хватает способностей пробудить чувства зрителей как-то иначе, чем показывая умирающего ребенка весь фильм... ну тогда даже не знаю, что считать бездарностью.
lartis
Dec. 18th, 2016 04:57 pm (UTC)
А, понятно.
Повесть не прочитана.

yarbush
Dec. 20th, 2016 12:58 pm (UTC)
Ну простите за низкий вкус.
Я вообще лучшим отечественным писателем Лукьяненко считаю.
И по праву.
lartis
Dec. 20th, 2016 02:27 pm (UTC)
Не во вкусе дело, а в знании, как говорят, матчасти.
Апломб предыдущего комментария мне просто смешон. Поэтому я даже не стал развивать тему.

У меня, например, никакой этой выдуманной идиосинкразии и мыслей о животных на трёх конечностях не было. Ведь вся повесть Чана (да, кстати, и фильм Вильнёва) построена на постоянном общении героини с дочерью во всех её (дочери) возрастах. Отсюда и название повести. Ведь она (героиня) выучила язык гептаподов, а заодно обрела возможность "путешествовать" по времени. Кстати, её дочь умерла в повести вовсе не ребёнком, а погибла в 25 лет. Вроде бы и в фильме показывают в каких-то кадрах уже не ребёнка. Не особенно акцентировал внимание.

Я вас не виню, не каждый имеет возможность и желание знакомиться с литературным первоисточником перед просмотром его экранизации. Просто забавны ваша странная агрессия и ёрничество. А я, как уже писал выше, повесть Чана читал, поэтому фильм Вильнёва для меня был значительно многомернее и объёмнее.

( 6 comments — Leave a comment )

Profile

dbr
lartis
Владимир Ларионов
Website

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner