?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Олег Радзинский: «Надеюсь, не разбужу очередного Герцена»


Радзинский

Олег Эдвардович Радзинский родился в 1958 году в Москве. Окончил филологический факультет МГУ. Поступил в аспирантуру, но в 1982 г. был арестован и осужден по обвинению в «антисоветской агитации и пропаганде». Лефортовская тюрьма, потом срок заключения на строгом режиме в Томской области, ссылка. Был освобождён в 1987-м, в том же году уехал в США. Окончил Колумбийский университет по специальности «международные финансы». Работал на Уолл-стрит, был управляющим директором шестого по величине европейского банка. В 2002-м вернулся в Москву, чтобы возглавить Совет директоров российского мультимедийного холдинга Rambler. Оставался на этом посту до 2006 года. В настоящее время живёт попеременно то во Франции (Ницца), то в Шотландии (Эдинбург).

Похоже, занимая высокие финансово-административные посты, Олег Радзинский в душе всегда оставался филологом и литератором. Свои первые рассказы (они составили авторский сборник «Посещение», вышедший в 2000 г.) он писал в 1985 г. в ссылке, пряча рукопись в поленнице дров. Ещё три книги Радзинского вышли уже после того, как он отошёл от дел: мистический роман «Суринам» (2008), сборник повестей и рассказов «Иванова свобода» (2010), фантастический роман «Агафонкин и время» (2014). Все они написаны талантливо и необычны настолько, что ПИТЕРbook попросил Владимира Ларионова поговорить с их автором.



В.Л.: Олег расскажите о своём детстве. Оно в Москве прошло?

О.Р.: В Москве — до трех лет. А в три года у меня диагностировали тяжелую астму и рекомендовали море. Родители увезли меня в поселок Аше Лазаревского района, где сняли комнату у милых людей — тети Фатимы и дяди Ислама. Сначала со мной жила мама, потом бабушки — по очереди, потом тетя, а иногда меня оставляли на тетю Фатиму и ее троих дочерей. До шести лет я рос среди черкесов с редкими наездами в Москву. Я сносно говорил по-черкесски, до заморозков ходил босиком, ездил со старшими мальчиками «в ночное» — пасти лошадей, до конца октября купался в море. В шесть лет меня вернули в столицу — готовить к школе. В Москве было скучно и серо. Вокруг говорили только по-русски и о чем-то непонятном: книгах, театре, Брежневе. Никто не говорил о лошадях и расписании остановок поездов на перегоне — выносить фрукты туристам. Неинтересная жизнь.

В.Л.: Пишут, что вы провели два года в гипсовом корсете. Что случилось?

О.Р.: Мне только исполнилось 12. Выпрыгнул из окна на даче — с первого этажа, неудачно приземлился — на два металлических штыря, торчащие из асфальта. Результат — перелом позвоночника. В гипсе я, кстати, был один год, но до этого полгода лежал без движения в больнице «на вытяжке»: с поясом, к которому были прикреплены гири.

В.Л.: Как выдержали?

О.Р.: «Выдерживать» было нечего: дети обладают способностью воспринимать происходящее как обыденное. Реальность как данность .

В.Л.: Я слышал, ваши родители были знакомы с братьями Стругацкими...

О.Р.: Да, отец тесно общался со Стругацкими, когда жил в Ленинграде в конце 60-х — начале 70-х. Мама, работавшая в литературно-драматической редакции Центрального ТВ в Москве, даже пыталась вместе с Аркадием Натановичем сделать инсценировку по одному из их произведений. Начальство, впрочем, инсценировку не позволило.

В.Л.: Ваш роман «Агафонкин и время» номинирован на Международную премию им. Аркадия и Бориса Стругацких. Дмитрий Быков писал, что в нём вы «продолжаете линию поздних Стругацких». А как вы относитесь к творчеству братьев?

О.Р.: Стругацкие определили возможности фантастики как социального жанра в СССР. Они сформировали иносказательность альтернативных миров как метафору разных аспектов советской жизни. Кроме того, их фантастика была тесно переплетена с реальностью и, таким образом, сильно отличалась от доминирующей в то время американской фантастики — Бредбери, Азимова, Сагана, где действие в основном происходило на других планетах, где земляне сталкивались с чужим космосом и пытались им овладеть. У Стругацких «чужое», иное приходило на Землю, и с этим нужно было жить, как в «Пикнике на обочине». Это чужое пыталось нас колонизовать, и человек должен был научиться оставаться человеком перед лицом этого чужого.

В.Л.: И всё-таки — на вас творчество Стругацких как-то повлияло? «Продолжаете линию»? Или не более, чем «линию» любого другого классика?

О.Р.: Безусловно повлияло, особенно «Трудно быть богом», «Пикник на обочине», «Понедельник начинается в субботу» и, конечно же, «Град обреченный». Особенно «Град обреченный». Линию не продолжаю, ибо бесполезно продолжать чужие линии, нужно искать свои.

Полностью опубликовано в журнале ПИТЕРbook:
http://krupaspb.ru/piterbook/author.html?nn=34&ord=5&sb=&np=1


Что не вошло в текст интервью Олега Радзинского: http://lartis.livejournal.com/1038125.html

О книгах Олега Радзинского: http://lartis.livejournal.com/1037782.html
О книге О.Радзинского "Агафонкин и время": http://lartis.livejournal.com/1020570.html

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
berdal
Apr. 6th, 2015 10:13 am (UTC)
Отличное интервью. Очень хотел про этого автора побольше узнать.

Спасибо.
lartis
Apr. 6th, 2015 10:53 am (UTC)
Спасибо за добрые слова.

Кстати, у меня был в ЖЖ пост о романе О.Радзинского: "Агафонкин и время":
http://lartis.livejournal.com/1020570.html

И немножко о книгах Олега Радзинского:
http://lartis.livejournal.com/1037782.html
berdal
Apr. 6th, 2015 11:09 am (UTC)
Вот после них я и прочитал "Агафонкин и время", а также повесть "Иванова свобода".
lartis
Aug. 4th, 2015 12:50 pm (UTC)
Голосуйте за роман: http://readrate.com/rus/new-horizons-2015
berdal
Aug. 4th, 2015 06:27 pm (UTC)
Уже)) Вчера или позавчера.

Кроме этого прочитаны и "проголосованы".

"Жестяная собака майора Хоппа" и "Чертова дочка".

С интересом начал "СРО", но потом оказалось -- это сатира, а мне мерещелось и хотелось нечто в духе последней трилогии Вячеслава Рыбакова.

"Куда скачет петушиная лошадь?" - слабо по тексту, аморфно по композиции, а сама по себе неплохая идея -- никак не спасает.

"В ожидании Красной Армии" надо будет дочитать.

"Вселенные: ступени бесконечностей" - ну тут да, ну тут сферы. Сам этой идеей увлекался. Но много. И для тех у кого терпения не занимать.

Михаил Успенский -- не мой автор, увы, так бывает, кроме "Чугунного всадника" и "Змеиного молока". И того, что в соавторстве с Лазарчуком и Андронати. А остальное -- не мое.
( 5 comments — Leave a comment )

Profile

dbr
lartis
Владимир Ларионов
Website

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner