?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Дописываем Оруэлла?

Марианна Алфёрова написала вольное продолжение культовой антиутопии Джорджа Оруэлла «1984», назвав свой новый фантастический роман «Восемьдесят четвертый 2.0» (опубликован в 4-м выпуске альманаха «Полдень» за 2017 год). События в романе происходят в вымышленной Британии, в декорациях, выстроенных знаменитым предшественником, но уже после так называемого Пробуждения, во время которого над Океанией подул ветер перемен, а с трибун загремели слова: «Никогда, никогда мы не вернёмся назад в стойло!». К несчастью, Большой Брат, отнявший у отцов свободу, напрочь лишил их детей стремления к свободной жизни. Тоталитарная система создала людей, действия которых сводятся к рефлексам: одна идея на всех, одно желание на всех. Со времени Пробуждения прошло всего-то чуть больше пары десятилетий, а всё старое уже возвращается – только под новыми вывесками. Министерство Правды превратилось в Министерство Информации, Министерство Мира – в Министерство Победы. Герой романа Уин Спенсер подвизается в одном из них на небольшой должности. Его нехитрые обязанности заключаются в том, что, путешествуя по интернет-сайтам, он вместе с коллегами должен вываливать там «радостный одобрямс» любым решениям власти и гнать поносную волну на оппозиционеров и враждебную Евразию. «Это срабатывало всякий раз почти без осечек, все забывали про образование, медицину, рост цен и начинали брызгать патриотической пеной».



Любому мало-мальски соображающему читателю сразу становится ясно, что Алфёрова, сочиняя роман, думала вовсе не об Океании или Британии. Кстати, в 2016 году в «Эксмо» вышел роман-фантасмагория Вадима Демидова «Яднаш», в котором очень подробно описана работа секретного Управления по противодействию экстремизму, сотрудники которого занимаются в отечественных интернет-сетях абсолютно тем же самым, что и Уин в Министерстве Правды, а ещё – выявляют инакомыслящих и ставят на учёт. У Демидова всё заканчивается печальным аллегорическим гротеском: в зависимости от политических взглядов население страны постепенно перерождается в мышей и птиц. Последних, конечно же, меньше. И они, конечно же, улетают... Совсем как в ранней повести Вячеслава Рыбакова «Не успеть» (1989). Алфёрова пытается закончить свой роман на оптимистической ноте, но, честно говоря, плохо верится в активное, умное и сплочённое противодействие холодному туману мракобесия и ненависти опускающемуся на описываемую ею страну… О том, как трудно оставаться живым в этом ледяном тумане и метафорический роман Анатолия Курчаткина «Минус 273 по Цельсию», опубликованный недавно журналом «Знамя» (№№ 4, 5, 2017). О нём я, может быть, ещё напишу более подробно…. Говорящее название заставляет читателя немедленно вспомнить знаменитую антиутопию Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» (1953) и настраивает на соответствующий лад. Да и сам текст романа Курчаткина буквально пропитан вязкой кафкианской безысходностью, в которую неотвратимо погружается герой, несоответствующий канонам принятой в государстве стерильности. К тревожным пророчествам Брэдбери отсылает читателя и Алфёрова. В финале романа «Восемьдесят четвертый 2.0» её герои призывают людей заучивать наизусть страницы архивных папок с делами замученных в Министерстве Правды, потому как папкам этим грозит полное уничтожение, означающее тотальное забвение страшных и стыдных глав истории…



Отдельные, самые, наверное, отчаянные, российские писатели предупреждающе бьют в колокола своего воображения, но их тревожный набат тонет в шуме радостных фейерверков необоснованного оптимизма и громе салютов в честь выдуманных побед, беспрерывно одерживаемых попаданцами всех мастей. Любопытны страницы всех трёх упомянутых выше отечественных романов, где авторы анализируют глубинные причины столь масштабного, во всех смыслах, отката к прошлому. И петербурженка Марианна Алфёрова, и нижегородец Вадим Демидов, и москвич Анатолий Курчаткин не единожды обращаются к рассмотрению этого мучительного вопроса. Обращаются, анализируют и дают ответы. Но я не стану пересказывать их мысли и выводы, сами читайте.

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
bvi
Jul. 31st, 2017 10:02 am (UTC)
Спасибо, Володя!
Я только не пойму, почему ты уже из августа нам пишешь?
lartis
Jul. 31st, 2017 10:07 am (UTC)
"И чувствовать спешит..."

Попробую поправить.
bvi
Jul. 31st, 2017 10:18 am (UTC)
А зачем? Так прикольнее. Было.

Edited at 2017-07-31 10:19 am (UTC)
gevorkyan
Jul. 31st, 2017 12:15 pm (UTC)
любой автор имеет право на декларацию своих политических убеждений...
... но зачем примазываться к чужому бренду?
lartis
Jul. 31st, 2017 01:44 pm (UTC)
Спроси это у тех, кто издавался в СТАЛКЕРах.
Можно ещё у Бёрджеса спросить.
Да много у кого...
gevorkyan
Jul. 31st, 2017 02:21 pm (UTC)
а чего спрашивать? вторичность - она и в Африке вторичность...
lartis
Jul. 31st, 2017 03:27 pm (UTC)
Упрёк одному из упомянутых мною авторов. Но ведь не всем.

А говорить о вторичности в наше время... Как это вторично...
gevorkyan
Jul. 31st, 2017 03:31 pm (UTC)
а не хрен привыкать к вторичному продукту!
lartis
Jul. 31st, 2017 05:13 pm (UTC)
Вот именно. Всё давно пройдено. А нам этот тухлый продукт снова подсовывают.
gevorkyan
Jul. 31st, 2017 06:27 pm (UTC)
истинно речешь!
art_of_arts
Aug. 2nd, 2017 05:22 pm (UTC)
Тупой продукт - не романы. Тупой продукт - конформизм народа, свыкшегося с жизнью в удушающем пире диктатур. Романы - признак того, что хоть в немногих людях жизнь ещё теплится.
gevorkyan
Aug. 2nd, 2017 05:25 pm (UTC)
да-да, вы все так говорите...
kprl__tot
Jul. 31st, 2017 01:28 pm (UTC)
Люди держат нос по ветру, молодцы. Очевиднейшие заявки на премии и положительную критику. И пофиг, что сеттинг чужой.
А птицы в романе "Крымнаш", вероятно, улетают на запад? Оставляя мышек копошиться в русской грязи?
lartis
Jul. 31st, 2017 01:52 pm (UTC)
> Люди держат нос по ветру, молодцы. Очевиднейшие заявки на премии и положительную критику. И пофиг, что сеттинг чужой.

Про "нос по ветру" - круто сказано. Что ж тогда говорить про большую часть конгломерата отечественной фантастики?..
Что касается "положительной критики", то она старается такие романы не замечать. Как, например, книгу Валерия Бочкова "Коронация зверя".

> А птицы в романе "Крымнаш", вероятно, улетают на запад? Оставляя мышек копошиться в русской грязи?

Пишешь такой роман?
kprl__tot
Jul. 31st, 2017 03:30 pm (UTC)
Нет, романов о плохой России и покорном тиранам народе-рабе я никогда не писал и писать не буду.
А разъязвился оттого, что сегодняшняя ситуация в литературе слишком напоминает поздний СССР, когда с одной стороны фальшивили про победную поступь трудового народа, а с другой - про воровскую сущность покорных совков. И прогрессивные деятели культуры в голос поддерживали последних. И помню, чем это закончилось.
Сейчас вот тоже "люди с хорошими лицами" вовсю говняют мою страну и народ, утверждая, что борются за правду. Я им не верю, а ты, судя по всему, да. Хотя 30 лет назад видел то же самое.
lartis
Jul. 31st, 2017 05:10 pm (UTC)
Во-первых, ты даже название романа Демидова не смог прочесть правильно.
Во-вторых, ты и романы, о которых я пишу, не прочёл.
Кто кого и где "говняет"?
Вопрос риторический...
( 16 comments — Leave a comment )

Profile

dbr
lartis
Владимир Ларионов
Website

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner